Верх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Водно-болотное угодье бассейна оз. Ханка, фото В. Герштейн
оз. Кривое, фото Д. Красников
Колония чаек на о. Сосновый, фото Ю. Сушицкий
Разнотравные луга, фото В. Герштейн
Телефон: +7 (42352) 20887

e-mail: priroda24@yandex.ru

Сообщать о возгораниях, чрезвычайных ситуациях, местах несанкционированного размещения отходов и иных нарушениях по телефонам:

8(42352)2-08-87 (дежурный)

8(953)204-12-88 (зам.директора в области охраны окружающей среды

Наконец-то все мы дождались радостной встречи с весной! И хотя за окном еще потрескивают запоздалые заморозки, столбик термометра робко, но уверенно ползет к отметкам положительной температуры воздуха, светлые дни становятся гораздо более продолжительными и радуют нас солнечными лучами, а также надеждой на скорое весне обновление окружающего мира. С появлением первых оттепелей хочется больше находиться на свежем воздухе, бродить по улицам родного города или же выбраться за его пределы, чтобы в окружении родных и друзей провести время среди живописной растительности и привлекательных ландшафтов.

Но, к сожалению, не всегда нам удается безмятежно любоваться дивной картиной гармонии весенних пейзажей.

И причиной тому - клубящиеся столбы дыма, багрянцем пылающий горизонт, едкий запах гари и парящий в воздухе пепел обгоревшей растительности.

Такая печальная ситуация повторяется в Приморском крае ежегодно весной и осенью, и в большинстве случаев по вине людей.

Как извещает администрация Приморского края, из-за быстрого схода снежного покрова с начала 2015 года на территории Приморья было зафиксировано более 19 лесных пожаров на общей площади 285 га. Кроме того, на основании данных Владивостокского филиала ФБУ НЦУКС за вышеуказанный период в крае регистрировались 752 термические аномалии.

На тушение возгораний незамедлительно поднимались оперативные наземные и воздушные противопожарные службы, ведущие круглосуточное наблюдение за подконтрольными участками. По распоряжению Губернатора Владимира Миклушевского с 14 апреля 2015 года на всей территории Приморского края введен особый противопожарный режим во исполнение которого предписывается перевести имеющиеся силы и средства тушения пожаров в повышенную готовность.

Но как бы ни были блестяще подготовлены и укомплектованы компетентные подразделения огнеборцев, справиться с отвращением огня от природных объектов и предупредить его возникновение вблизи населенных пунктов возможно лишь при наличии всеобщего понимания людей о личной ответственности каждого за возникновение неконтролируемого огня, путем проявления всесторонней социальной активности, направленной на общественный контроль и недопущение случайных возгораний вблизи жилого сектора и за его пределами.

Постановлением главы региона "О введении на территории Приморского края особого противопожарного режима" местным жителям запрещается:

- разведение открытого огня и сжигание мусора на территории муниципальных образований;

- проведение в лесах огнеопасных работ;

- осуществление сельскохозяйственных палов.

И эти меры предосторожности не случайны. Зачастую оставленный не затушенным костер, небрежно брошенный в траву окурок от сигареты или же спичка становятся причиной природных пожаров и необратимых последствий.

Однако, в большинстве случаев поджог травы происходит преднамеренно: многие граждане, ведущие натуральное хозяйство, а также сельскохозяйственные организации прибегают к самому дешевому способу очистки сенокосов и пастбищ или утилизации отходов - выжиганию.

Отмершая и иссушенная растительность является опасным пирогенным материалом, способным воспламениться от малейшей искры и в кратчайшие сроки разнести пламя на близлежащие объекты, усугубляя ситуацию тем, что в условиях открытого пространства горение беспрепятственно поддерживается притоком кислорода из воздуха и при незначительном ветре интенсивно разносится на огромные территории.

В связи с этим, ежегодно, с момента весеннего стаивания снега и до установления устойчивого снежного покрова глубокой осенью, инспекторы государственного природного биосферного заповедника «Ханкайский» осуществляют бесперебойный надзор на подконтрольных участках и незамедлительно вступают в жестокую и порой неравную борьбу с огнем.

Как правило, основными причинами, влекущими возгорания природных комплексов в бассейне оз. Ханка, являются сельскохозяйственные палы на сопредельных с заповедником территориях, умышленные поджоги, бомбометания на полигоне, расположенном в непосредственной близости от государственного заповедника, безответственное обращение граждан с огнем.

Пожарами наносится непоправимый ущерб уникальным водно-болотным угодьям международного значения, уничтожается кормовая база для животных, места гнездования птиц, кладки яиц, молодые птенцы. В заповеднике и его охранной зоне зарегистрировано 359 видов птиц, многие из которых занесены в Красные Книги разного уровня. Более половины из них – водоплавающие и околоводные, то есть живущие среди травянистой растительности. Вот их-то среду обитания и кормовые угодья огонь уничтожает в первую очередь. Японский и даурский журавли, амурский волчок, рыжешейная овсянка, большая выпь, восточный большой лунь, маньчжурская камышевка, тростниковая сутора – таков далеко не полный перечень подвергающихся нелегким условиям выживания видов птиц.

Страдают и гибнут от огня застигнутые им животные. Окруженные пылающей стихией, многие из них сгорают заживо при малейшем воспламенении шерсти, получившие же ожоги, становятся легкой добычей для хищников. Копытные, лишившись естественных укрытий под пологом деревьев, кустарников и высокого травостоя, вынуждены откочевывать на более безопасные территории.

Палами истребляется не только все растущее и живущее на поверхности, но и существа, обитающие в почве, уничтожаются микроэлементы, делающие ее плодородной.

Бороться с возгораниями в труднодоступных местах с неустойчивым грунтом, среди густых тростниковых зарослей практически невозможно. Высота тростника азиатского зачастую превышает человеческий рост, а огненные языки поднимаются над ним до 4-5 метров. Не меньшую опасность для огнеборцев составляют выделяющиеся при горении удушливые газы и дым. И если, на первый взгляд, какой-либо конкретный поджог травы непосредственной угрозы для жизни человека не несет, внезапно изменившийся ветер может загнать жертву в смертельное огневое или дымовое кольцо.

Уж коли борьба с природными пожарами неизменно сопряжена с угрозой масштабных выгораний, а также с высоким риском для жизни и здоровья их ликвидаторов, то важно каждому из нас своевременно принимать всевозможные меры по недопущению огня в природе, в том числе вести посильную разъяснительную работу с детьми, среди сельских жителей и прочих категорий граждан о причинах и последствиях природных пожаров.

С целью противопожарной профилактики сотрудники государственного природного биосферного заповедника «Ханкайский» регулярно проводят разъяснительные беседы и выступления в детских, трудовых и общественных коллективах, организуют конкурсы и волонтерские акции. Но достичь природоохранного эффекта возможно только в случае всесторонней общественной поддержки и непосредственного желания каждого жителя Приханкайской низменности внести свой посильный вклад в защиту природных объектов бассейна оз. Ханка, в том числе от огня.

В заключении хочется в очередной раз напомнить всем нам простые, но незаменимые правила, позволяющие избежать случайных возгораний.

В пожароопасный сезон нельзя при выезде на загородную прогулку, рыбалку, охоту, сбор дикоросов разводить костры и дымокуры в хвойных молодняках, среди сухой растительности, на каменистых россыпях, где между камнями и в щелях накапливаются прошлогодний листовой опад, сухие ветки и пр. Огонь, проникая в щели между камней, может распространиться по глубоким извилистым ходам и между ними. Такой пожар потушить практически невозможно. Не менее опасны и захламленные вырубки.

Особой предосторожности от возгораний требуют и торфяные накопления, в том числе расположенные среди плавней Приханкайской низменности. Своевременно обнаружить торфяной пожар очень трудно, так как на ранних этапах воспламенение происходит длительно в режиме «тления» со скудным выделением дыма и тепла, что малозаметно. На поздних же этапах требуются колоссальные силы и средства для его локализации и тушения.

Следует помнить, что лица виновные в нарушении правил пожарной безопасности и возникновении природных пожаров (в том числе непреднамеренных) в зависимости от характера нарушений и их последствий несут дисциплинарную, административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.

И чтобы не было обидно за безвозвратно уничтоженные бушующей огненной стихией природные объекты, нужно не забывать, как правильно вести себя при выходе на природу и беречь ее от огня.

В случае обнаружения очага возгорания жителям Приморского края следует звонить по телефонам 8(42337)3-43-72 или 8 (800) 100-94-00.

Материал подготовлен отделом экологического просвещения

ФГБУ «Государственный заповедник «Ханкайский»

От нас природа тайн своих не прячет,

Но учит быть внимательнее к ней...

А. Рыленков

Несколько лет назад в конце мая к сотрудникам заповедника «Ханкайский» попал слёток ушастой совы. Птенца из лучших побуждений подобрали на окраине города Спасск-Дальний два взрослых человека, решивших, что он выпал из гнезда и нуждается в помощи. После нескольких суток бесплодных попыток накормить найдёныша хлебом и солёным салом, тот настолько ослабел, что не мог держаться на ногах и, несомненно, погиб бы в ближайшее время, если бы «спасатели» не обратились за помощью в заповедник… Так ли необходима была этому птенцу человеческая помощь? Действительно ли он оказался на земле в результате несчастного случая? И как поступить, если вами обнаружено «желторотое», явно не летающее ещё существо?

Подобные истории повторяются каждое лето. Гуляя в парке, возле дачи в лесу или около речки сердобольные, но мало сведущие в биологии люди находят «бедного птенчика», который «потерял родителей». Горя желанием совершить доброе дело, они тут же ловят бедного крошку и несут к себе домой, чтобы накормить и окружить заботой, а потом, когда он окрепнет – конечно же, выпустить на волю. А дальше начинается кошмар. «Спасённый» птенец сначала почему-то наотрез отказывается от заботливо предложенных ему хлебных крошек, ни в какую не соглашается сидеть в искусственном «гнёздышке», которое для него приготовили, в панике шарахается от рук и норовит забраться куда-нибудь в тёмное место. Иногда после длительных мучений птенца всё-таки удаётся накормить, и даже по прошествии некоторого времени он начинает сам выпрашивать пищу, трогательно открывая клюв и трепеща крыльями. Но вот только на следующий день у него начинается понос, птенец слабеет и в конце концов гибнет. Тут уж начинаются сожаления – «как жаль, что не удалось спасти». Но дело-то в том, что чаще всего в такой ситуации спасать птенца нужно было только от самих «спасателей».

Теперь попробуем взглянуть на ситуацию под другим углом – итак, что же произошло на самом деле? У большинства видов птенцы покидают гнездо в таком возрасте, когда они ещё не умеют летать. Биологический смысл такого поведения прост – хищник, обнаруживший гнездо с птенцами, неизбежно уничтожит их всех. А вот если птенцы уже покинули гнездо и спрятались поодиночке в его окрестностях – тогда он, вполне возможно, найдёт одного – двух, а остальных пропустит. Следовательно, для птенцов имеется прямой смысл покинуть гнездо как можно раньше. Такие птенцы называются слётками. Внешность их достаточно характерна – они выглядят кургузыми (хвост ещё не вырос) и «желторотыми» (клюв окружён птенцовыми валиками – они как бы очерчивают открытый рот и указывают родителям, куда следует помещать принесённый корм), только-только раскрывшиеся перья могут не везде прикрывать тело – однако у них уже открыты глаза, и они способны как минимум сидеть на ветке или стоять на земле. При испуге такие птенцы замирают неподвижно, затаиваются, иногда при этом даже позволяют взять себя в руки.

Если вы нашли где-нибудь такого птенца – самое разумное, что можно сделать – это отойти подальше и не беспокоить его. Родители обязательно найдут его и покормят. Если место кажется вам слишком опасным – например, птенец сидит на дорожке парка или на проезжей части – можно отнести его в ближайшие кусты или посадить на невысокую ветку. Если же эта информация стала вам известна уже после того, как вы принесли птенчика домой – необходимо немедленно (в течение суток) отвезти его обратно, туда, где вы его взяли, и выпустить – но только точно в то же самое место, плюс-минус несколько метров, иначе родители его не найдут, а сам он позаботиться о себе ещё не способен. Просто выпустить в лес такого птенца – значит, обречь на смерть. Если же по какой-то причине вернуть слётка в природу не получилось, придётся его выкармливать, но и после того, как птенец превратится в молодую птицу, выпустить его будет уже нельзя – не освоивший под чутким родительским руководством всех премудростей дикой жизни, такой выкормыш в природе скорее всего обречён на скорую смерть. Единственный способ обеспечить его существование теперь – это оставить у себя дома до конца жизни.

Однако иногда случаются ситуации, когда птенцы действительно попадают в беду и нуждаются в помощи. Во-первых, гнездо может быть разрушено на ранней стадии, когда птенцы ещё не способны нормально его покинуть. Его может повредить ветер, дождь, хищники или мальчишки. Наконец, может погибнуть один или даже оба родителя. Во всех этих случаях взять на себя заботу по искусственному выкармливанию птенцов – единственный способ сохранить им жизнь. Есть несколько способов узнать, нуждается ли птица в помощи человека.

Поводы для беспокойства

Серьезно беспокоиться следует только в следующих случаях:

1. К птенцу очень длительное время не прилетают родители. В этом случае птенец мог далеко уйти или «добрые люди» его унесли с семейного участка. Если родители его не найдут, птенец погибнет.

2. Птенец имеет явные повреждения - раны, травмы или крайне ослаблен - не может встать, спотыкается, совершенно не реагирует на окружающее.

3. Все слетки встали на крыло, а один категорически не летает.

В некоторых случаях птенцы оказываются вне гнезда гораздо раньше, чем положено по графику. Как правило, они сами падают по неосторожности или их сдувает в ветреную погоду. Такие птенцы не демонстрируют нормальной активности, а, как правило, лежат на земле и, в лучшем случае, тихонько попискивают. Оперение не развито или развито слабо, т.е. они не имеют хвоста, а на крыльях преобладают трубочки. Чаще всего такие птенцы травмированы при падении и в природе не выживут, т.к. нуждаются в экстренном лечении и длительной реабилитации. Единственный способ спасти такую птицу - это забрать домой, лечить и выкармливать.

Выкармливание птенцов – дело очень непростое и хлопотное. Кормить их необходимо не реже, чем раз в час, с перерывом на 4-6 ночных часов. Птенцов большинства видов наших птиц можно выкормить смесью из сваренного вкрутую куриного яйца, творога и нежирного, мелко протёртого мясного фарша, хотя очень желательно, чтобы в состав рациона входили живые насекомые - некрупные мягкие гусеницы, мучные черви, муравьиное яйцо и т.п.. В состав корма обязательно следует включать поливитамины и минеральные добавки.

Приготовление питательной смеси для птенца-слётка воробьиных

Вареное куриное яйцо натирают на терке. Вареное говяжье или куриное мясо измельчают ножом. Также измельчается зелень, например салат, мокрица, листья одуванчика (но не специи!). На мелкой терке натирают морковь и слегка отжимают из нее сок (сильно «мокрая» морковь вызовет расстройство желудка у птенца). Берется также нежирный творог. Все ингредиенты перемешиваются. В смесь добавляют минеральные вещества, поливитамины (немного, передозировка опасна!) и тертые белые сухари (чтобы смесь не клеилась к пальцам). Пища приготавливается на один день и хранится в холодильнике (но не в морозильной камере). Из смеси делаются шарики, удобные для кормления (примерно вдвое меньше вишневой косточки).

Если подобранный птенец отказывается принимать пищу в течение 2-3 часов, его необходимо покормить насильно, раскрыв клюв вручную и протолкнув комочек пищи, смоченный в воде, ему в глотку. Как правило, после 1-2 таких кормлений птенец начинает понимать, что к чему и сам открывает рот.

Поить птенцов нужно из пипетки во время кормления. После каждого «шарика» корма — 1-2 капли из пипетки. Пипетку достаточно приставлять к кончику клюва, даже не открывая его. Поить следует только водой, можно кипяченой (молоко, чай, отвары, вино и соки - не для птиц).

Маленьких птенцов, у которых ещё не распустились перья, необходимо обогревать, поддерживая температуру на уровне 26-28 градусов. Для этих целей подойдёт резиновая грелка или просто стеклянная банка, наполненная горячей водой и обёрнутая в чистую тряпку.

Для содержания птенца в домашних условиях нужно сделать искусственное гнездо. Любая картонная коробочка, набитая мягкими тряпочками, может стать таким гнездом.

Маленькие птенцы особых хлопот доставлять не будут. При виде вас они станут раскрывать клюв, и вся забота о них будет сведена к кормлению. Коробочку-гнездо с птенцом можно брать с собой и продолжать кормление в пути, на службе, на даче. В возрасте 13-14 дней птенцы начнут выскакивать из гнезда. В этом возрасте они уже не нуждаются в специальном обогреве, если температура окружающего воздуха не падает ниже +10°C.

После того как птенец покинул гнездо, его желательно посадить в маленькую клеточку, которая используется для перевозки мелких птиц.

Все светлое время суток через каждые 15-20 минут придется не просто давать птенцу есть, а кормить его до тех пор, пока он не насытится. Определить, что птенец сыт, просто. Сытый, он перестает открывать рот - выпрашивать корм.

Внимание! У птиц очень высокий уровень обмена веществ. Голодающий птенец буквально «сжигает» внутренние ресурсы. Достаточно оставить птенца без пищи на 3-6 часов (в светлое время суток), а потом начать регулярно кормить его, птенец все равно погибнет через сутки-двое из-за нарушения обмена веществ.

Поев, птенец обычно начинает пятиться, выставляет гузку над краем гнезда и дефицирует. В природе один из родителей обычно подхватывает «капсулу» и съедает или относит прочь от гнезда. Это позволяет не демаскировывать гнездо помётом. «Качество» капсулы может являться показателем правильно выбранного интервала между кормлениями. Если интервал маленький, то на помёте не образуется белковая пленка-оболочка, и он расплывается.

Разумеется, это только самые общие рекомендации.

На одной из встреч сотрудников отдела экологического просвещения с ребятами, посещающими летний оздоровительный лагерь, дети рассказали о ситуации, когда по незнанию они принесли домой птенца полевого воробья и выкормили его. Когда слёток подрос, они с родителями вынесли его во двор, выследили группу воробьёв на кустах и отпустили к ним. Птенец смело присоединился к группе, а первая попавшаяся воробьиха тут же стала его кормить наравне со своим птенцом.

В этом случае, скорее всего, всё закончилось хорошо. Если удалось пристроить подросшего слётка к выводку птенцов его возраста - значит, его шансы стали такими же, как у его «приёмных братьев».

И последний нюанс: если вы берёте вранового птенца, помните, что берёте его навсегда. К тому времени, как вы подлечите и откормите ребёнка, он станет ручным, привыкнет считать вас своим сородичем, а себя - человеком и на воле будет практически обречён. Он не будет опасаться людей, напротив, станет им доверять и, рано или поздно, попадёт в руки или под прицел отморозка.

Помните, что здоровые, «родительские» птицы должны жить вольной жизнью. У них свой мир - разнообразный и разумный, и наблюдать за ними со стороны - огромное удовольствие.

P.S. Когда статья готовилась к публикации, в отдел экологического просвещения поступила информация о «спасении» ещё одного слётка ушастой совы. К счастью, с момента нахождения птенца прошло менее суток, и он был благополучно возвращён в природу.

Использованная литература:

1. И.Сметанин. Почему не нужно подбирать «выпавших из гнёзд» птенцов.

2. Носков Г.А., Рымкевич Т.А., Смирнов О.П. Ловля и содержание птиц. Серия: Жизнь наших птиц и зверей. Вып. 6. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. - 280 с.

Материал подготовлен отделом экологического просвещения

ФГБУ «Государственный заповедник «Ханкайский»

при участии к.б.н. с.н.с. Волковской-Курдюковой Е.А.

Фото Габель Т.П.

Как отойти от общепризнанных клише, как в условиях современного мира побудить учащихся к поиску новых решений, сориентировать на подбор продуктивных и современных технологий, в т.ч. информационных, научить грамотным и самостоятельным действиям в каких-либо ситуациях – таков неполный перечень вопросов, возникающих у педагогов в свете современного подхода к оценке и контролю качества образования, предусмотренного новым федеральным образовательным стандартом, вступившем в силу с 2012 года.

Участники семинара в КГБ ПОУ «Спасский политехнический колледж»

Эти и многие другие вопросы обсуждались на минувшей неделе руководителями и педагогами колледжей и прочих учреждений среднего профессионального образования Приморского края в рамках семинара-практикума, организованного специалистами КГБ ПОУ «Спасский политехнический колледж» и ФГБУ «Государственный заповедник «Ханкайский» на тему «Эколого-краеведческий аспект в воспитательной работе колледжа».

Выступление руководителя образовательного кластера «Птицы Спасска» Лизуновой Ирины Владимировны

Флаги заповедника «Ханкайский» и КГБ ПОУ «Спасский политехнический колледж»

Подобная тема выбрана не случайно, так как в условиях стремительно нарастающей маргинализации современного общества лишь природа с ее неповторимой привлекательностью способна побудить к наблюдению и осмыслению ценностей окружающего мира, к оценке положения человека в этом пространстве. Подобное взаимодействие является прочной основой для формирования личной культуры самого человека (в каком бы возрасте он ни находился), куда входит как духовное его развитие, экологическая культура, так и здоровый образ жизни, личная безопасность.

Направить воспитательный процесс на природные ориентиры, побудить подрастающее поколение к освоению навыков разумного и гуманного природопользования устремляются многие образовательные учреждения, в том числе и те, которые на протяжении многих лет сотрудничают с Ханкайским заповедником. Иллюстрацией имеющегося опыта подобного взаимодействия могут служить выступления перед собравшимися руководителя образовательного кластера «Птицы Спасска» И.В. Лизуновой, преподавателя биологии Спасского политехнического колледжа Г.А. Бахаревой, мастеров производственного обучения П.В. Лутова, Е.А. Царапкиной и многих других. Не остались в стороне и сами учащиеся колледжа. С молодежным задором и смекалкой вниманию гостей был продемонстрирован экологический флешмоб в поддержку зимующих пернатых «Покормите птиц!», а также постановка студенческого экологического кукольного театра «Зеленый шмель» спектакля «Не допусти огня в природу», с которой самодеятельные актеры намерены посетить детские коллективы учреждений образования г.о. Спасск-Дальний и Спасского района.

Молодёжный флешмоб «Покормите птиц». Жёлтый цвет символизирует тепло человеческих сердец

Молодёжный флешмоб в поддержку зимующих птиц Приханкайской низменности

Сцена из спектакля «Не допусти огня в природу»

Участники студенческого экологического кукольного театра «Зелёный шмель». Руководитель Глущенко Татьяна Александровна

Участники семинара посетили информационный центр государственного природного биосферного заповедника «Ханкайский» где познакомились с экспонатами выставочной экспозиции о биологическом разнообразии водно-болотных угодий бассейна оз. Ханка и продолжили разговор об особо охраняемой природной территории (на примере Ханкайского заповедника) как идеальной естественной лаборатории для наблюдения и изучения живой природы, выработки бережного отношения к ней.

Участники семинара в конференц-зале заповедника «Ханкайский». Видеолекторий проводит начальник отдела экологического просвещения Габель Татьяна Петровна

Информационный центр заповедника «Ханкайский». Участники семинара знакомятся с экспонатами выставочной экспозиции о биологическом разнообразии водно-болотных угодий бассейна оз. Ханка

Участники конференции перед витриной победителя конкурса на лучший проект сувенирной продукции заповедника «Ханкайский» Степаненко Ирины Викторовны

Нескрываемая заинтересованность и конструктивный подход, живое общение и наглядные примеры объединили участников семинара в желании действовать сообща, находить новые формы и методы для вовлечения молодёжи в социально значимую деятельность.

Материал подготовлен отделом экологического просвещения

ФГБУ «Государственный заповедник «Ханкайский»

Новогоднее веселье - не повод к уничтожению хвойных деревьев

Незаметно и стремительно проносится время. В очередной раз мы перелистываем последние листки календаря, тем самым приближаясь к всеми горячо любимым торжествам - встречам Нового года и Рождества Христова. Эйфория предновогодних хлопот постепенно набирает всенародный размах. Хозяйки уже продумывают праздничное меню и закупают продукты, чтобы удивить своими кулинарными способностями гостей и домочадцев. Каждый норовит запастись новогодними подарками или сувенирами для близких и друзей. Изобретаются карнавальные костюмы, яркие украшения и прочие атрибуты праздника, способные превратить его в радостную и незабываемую сказку. И действительно, в то время, когда вся природа, казалось бы, дремлет под пушистым снежным покрывалом, наши сердца вновь наполняются надеждой на новогоднее обновление и исполнение несбыточных желаний. В этот миг даже взрослые охотно верят в чудеса. А какая же сказка без чудесных превращений? Сразу вспоминается детский стишок:

     Что такое Новый год?

     Это всё наоборот:

     Ёлки в комнате растут,

     Белки шишек не грызут,

     Заяц вместе с волком на колючей ёлке...

К сожалению, эти мистические перевоплощения - вовсе не плод бурного воображения поэта. Они связаны с традицией украшать жилища пушистыми елками – символами всеобщего веселья. И, следуя указаниям из еще одной популярной детской песенки: «Из лесу елочку взяли мы домой…», многие из нас устремляются по заснеженным таежным тропам на безжалостную и порой не совсем законную порубку хвойных деревьев. Те же, кто предпочитает городской комфорт, отправляются на елочные базары, где услужливые торговцы могут предложить покупателю, срубленную «под самый корешок», зеленую красавицу разных размеров и на любой вкус.

Нет сомнений, что со смолистой гостьей в наш дом входит морозная свежесть, хвойный аромат, радость и предпраздничное настроение. Для взрослых – это приятные воспоминания о детстве, для детей – сказочные фантазии.

Традиция наряжать елку пришла на российскую землю из стран Европы и была связана с христианским празднованием Рождества Христова. В те времена люди, прославляя Спасителя, обряжали заранее приглянувшиеся хвойные деревца в лесу, восхищаясь их неугасаемой зеленью как символом бесконечной жизни на земле.

Впоследствии аскетические походы в заснеженный лес оказались позабытыми, лесные красавицы наряду со всеобщим весельем перекочевали во дворцы богатой знати, став своеобразным атрибутом изысканных развлечений зажиточных людей.

Россия подхватила эстафету христианской традиции встречи «новолетия» царским указом от 20 декабря 1699 года, в котором самодержавной властью повелевалось прибегать к всенародной радости и украшать присутственные места, городские улицы и храмы сосновыми и еловыми ветвями. Однако, введенное Петром I новшество в России не прижилось.

Что же касается домашней елки, то ее впервые установили 24 декабря 1817 года в личных покоях императорской семьи, в Москве, по инициативе великой княгини Александры Федоровны – супруги будущего императора Николая I.

Год от года, наполняя все большее число блистательных залов и богатых гостиных, рождественская ёлка оставалась «статусным» явлением, побуждающим как самих хозяев, так и многочисленных гостей рождественских пиршеств и маскарадов не скупиться на украшения и обряжать дерево богатыми убранствами. Таким образом, своеобразный статус «дорогого удовольствия» оберегал хвойных красавиц от массовых порубок в прошлом. В советский период маховик порубок хвойных деревьев в предновогодний период постепенно набирал свои пагубные для живой природы обороты, и лишь в 50-е годы прошлого столетия новогодние елки вошли практически во все дома советских граждан. Казалось бы, можно порадоваться за то, что изысканная традиция, наполненная глубоким философским смыслом о бессмертии человеческой души, долгое время оставаясь праздничным развлечением для высших сословий общества, наконец-то стала доступной для всего трудящегося народа… Однако, так ли она безобидна?

Современный россиянин, в очередной раз запасаясь пушистой красавицей, вряд ли всерьез задумывается о масштабах предпраздничной заготовки хвойных деревьев, способных в дань уже безудержной и неразумной традиции человечества в считанные дни уходящего года уничтожить сотни тысяч вечнозеленых растений, обладающих качественной древесиной и ценными свойствами.

Высокопродуктивные «хлебные» деревья российских лесов наделены незаменимыми средообразующими свойствами, способными наполнять атмосферный воздух кислородом и бактерицидными фитонцидами, укреплять почвенный покров и повышать его плодородие, способствовать беспрепятственному круговороту воды, органических и минеральных веществ, формировать благоприятные условия для обитания многочисленных видов растений и животных, в т. ч. служить для многих пищей.

Бессмысленными порубками причиняется непоправимый вред живой природе в целом. На восстановление хвойных лесов потребуются десятки, а порой и многие сотни лет. И если срубленным смолистым и душистым гостьям из зимнего леса суждено радовать нас несколько дней, а после быть выброшенными на свалку и бездарно сгорать в мусорных кучах, то оставаясь живыми многие годы (до 300 лет!), сохраняясь в лесу, они продолжали бы оказывать благоприятное воздействие на качество лесных экосистем и приносить пользу.

По этому поводу нетрудно заняться занимательной арифметикой и выяснить, каков личный вклад у каждого из нас в озеленение планеты. Достаточно вспомнить, сколько раз на протяжении жизни вами устанавливалась новогодняя елка в доме. Результат многих удивит… Оказывается, почти каждый россиянин за свою недолгую жизнь успел обзавестись целым «лесным массивом» из погубленных хвойных красавиц, возраст которых составлял 50 и более лет.

А теперь пусть каждый задумается, сколько деревьев он посадил за прожитый отрезок времени? Зачастую может оказаться, что ни одного! Проанализировав подобные достижения в «индивидуальном зачете», нетрудно представить, какой колоссальный ущерб приносим мы в дань прежде глубокофилософской, а теперь совсем неразумной традиции, тем самым разрушая окружающую природную среду и подрывая экономику государства. При подходе, когда вырубка леса, включая сезонную порубку и промышленную заготовку, опережает его естественное восстановление, недалека ситуация полной деградации лесного фонда и дефицита древесины.

И, тем не менее, несмотря на то, что леса все дальше и дальше отступают от городов, ежегодно в предновогодние дни на елочных базарах мы видим в продаже многие сотни елок, срубленных безжалостной рукой человека, а также немалое количество разгоряченных торгами охотников за «зеленым товаром». Нынешний предновогодний период тому не исключение. Например, в одном только краевом центре, в г. Владивостоке, к концу декабря 2014 года запланировано открыть более 50 елочных базаров, где для реализации будет предложено более 8 тысяч таежных красавиц из Кавалеровского, Дальнегорского и Лесозаводского районов Приморья. Всего же в канун 2015 года для поставки на потребительский рынок края предполагается заготовить около 60 тысяч хвойных деревьев.

К сведению, на территории Приморского края произрастают представители 4 родов растений из семейства Сосновых: пихта, ель, сосна и лиственница. Так, здесь можно встретить 2 вида пихт (цельнолистная и почкочешуйная), 3 вида елей (аянская, сибирская и корейская), 4 вида сосен (низкая или кедровый стланик, корейская или кедр корейский, обыкновенная и густоцветковая), а также 2 вида лиственниц (Каяндера и ольгинская). Среди этого пышного разнообразия вечнозеленых растений, 2 вида (сосна густоцветковая и лиственница ольгинская) являются редкими и занесены в списки Красных книг Приморского края и Российской Федерации.

Конечно, мы не предлагаем полностью отказаться от полюбившейся всем традиции украшать жилые помещения и места социального притяжения россиян хвойными деревьями под Новый год. Это было бы довольно бездушно. Но, согласитесь, уничтожение огромного количества елового, пихтового молодняка и взрослых деревьев – это жестокие и необдуманные действия.

Вместе с тем, удовлетворить спрос населения в приобретении новогодних украшений, призваны многие предприятия, специалисты которых прикладывают немалые усилия, чтобы яркий и радостный праздник вошел в каждый дом. В специальных питомниках с любовью и заботой выращиваются и впоследствии продаются населению ели разных размеров. На елочных базарах можно приобрести не только сами хвойные деревья, но и отдельные ветки. Если постараться и подключить фантазию, из них можно сформировать замечательные букеты или оформить неповторимую праздничную композицию, украсив мишурой и игрушками.

Кроме того, в магазинах продаются пушистые искусственные елочки, способные радовать своих обладателей намного дольше натурального деревца. Причем для большего сходства со смолистой гостьей из зимнего леса, покупателям предлагаются разнообразные ароматические масла, бутафорный снег, ажурные снежинки и прочие продукты современных технологий. В пользу искусственного символа новогоднего торжества свидетельствует и ряд его преимуществ:

- экономия средств, т.к. подобную красавицу можно наряжать неоднократно и на протяжении многих лет;

- простота и рациональность использования (ее установка и демонтаж не требует больших усилий и дополнительных приспособлений);

- практичность применения (легко чистится, удобна и компактна в хранении);

- гигиеничность (не оставляет после себя опавших иголок, смолы, не вызывает аллергических реакций у людей);

- изысканность и неповторимость, т.к. на современном рынке можно встретить искусственные елки на любой вкус, размер, цвет и форму.

Уважаемые читатели! Если вы все же решили не изменять закоренелой привычке обзаводиться «живой» зеленой красавицей к новогоднему торжеству, призываем вас не устраивать самовольных порубок в лесу, а приобретать желанный новогодний символ в специально установленных торговых пунктах у лиц, имеющих официальные документы на право реализации елок.

Все добрые дела начинаются с малого… Отказ от незаконной рубки елок сегодня поможет в будущем спасти сотни гектаров, населенных деревьями хвойных пород. Отказ же от жестокого обращения с живым существом, пусть даже деревцем, сделает нас и наших детей милосерднее, духовно богаче.

Давайте вместе обдуманно и рационально подходить к использованию природных ресурсов, тем самым сохраняя биологическое разнообразие дальневосточной тайги!

Материал подготовлен отделом экологического просвещения

ФГБУ «Государственный заповедник «Ханкайский»

при участии м. н. с. ботаника Мазурок Н. Н.

Завершается Год культуры в Российской Федерации

Обзор основных достижений в области экологического просвещения населения

Коротко о главном

Природа может обойтись и без культуры...

Но культура без природы быстро выдохнется.

М. Пришвин

Культура - это природа и человеческие души,

всё это вместе стремится к бесконечности.

Души людей, вложенные в культуру, - вот формула культуры.

О. Пантелеев

1. О сайте заповедника...

  1.1. Важная информация в компактном виде

     - В 2014 году только на нашем сайте появились тематические сменные интерактивные flash-галереи. Первая из них была посвящена 24-летию со Дня образования заповедника. В скором времени пользователей ждут птицы, растения, насекомые бассейна оз. Ханка, события экопроса, флешмобы и многое другое!

     - Наш лаконичный сайт дополнили событийные баннеры, которые напоминают о важных мероприятиях и событиях в заповеднике «Ханкайский» и России, создают нужное настроение и заинтересованность постоянных посетителей, потенциальных конкурсантов и волонтёров.

  1.2. Новые популярные рубрики

Детская страничка. Создана в соответствии с рекомендациями Саяногорской резолюции в сотрудничестве с образовательным кластером «Птицы Спасска» (онлайн-журнал для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: раскраски, пазлы, рассказы, ребусы, загадки, стихи, простейшие определители, познавательные видеоролики и флеш-презентации, которые призваны организовать досуг ребят и помочь сориентироваться в разнообразии растений и животных Приханкайской низменности. Уникальный авторский контент рубрики отмечен бронзовой медалью Приморского краевого форума образовательных инициатив-2014 в номинации «Образование без стен и границ» и положительным отзывом Василия Солкина, заместителя директора Амурского филиала WWF: «Безумно интересная детская страничка»!

     Блоги:

     - блог к.б.н. с.н.с. орнитолога Волковской-Курдюковой Е.А. (на его страницах - птицы, растения, насекомые, лучшие пейзажи и самые завораживающие места заповедника «Ханкайский»; интересные посты и фотографии, объединённые талантом и любовью к природе);

блог образовательного кластера «Птицы Спасска» (юмористические и реалистические очерки, отличные фотографии и видеоролики о жизни птиц города Спасск-Дальний и Приханкайской низменности, большинство из которых вы можете наблюдать на территории всего Приморского края и бассейна реки Амур. Первые два пилотных выпуска отмечены бронзовой медалью Приморского краевого форума образовательных инициатив-2014 в номинации «Образование без стен и границ»).

  1.3. Наиболее информативные рубрики

     - Новости (оперативное размещение новостей от Минприроды и заповедника «Ханкайский», своевременное освещение событий и мероприятий);

     - Птица года - стриж (цикл публикаций, подготовленный к.б.н. с.н.с. орнитологом Волковской-Курдюковой Е.А.; конкурс изобразительного искусства и виртуальная выставка+орнитологический «ликбез», подготовленные отделом экологического просвещения совместно с орнитологом);

Виртуальные фестивали и выставки (рабочая выставочная площадка с безграничными возможностями и одновременно масштабная культурная акция, доступная всем жителям Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья; проект отмечен бронзовой медалью Приморского краевого форума образовательных инициатив-2014 в номинации «Образование без стен и границ»);

- Экологический календарь (цикл ежемесячных публикаций с учётом регионального компонента; особенно актуален для педагогов, студентов, старшеклассников);

Семейный клуб экологической этики (виртуальный тематический клуб для тех, у кого были, есть и будут дети, а также для всех, кто считает себя семьёй; отмечен бронзовой медалью Приморского краевого форума образовательных инициатив-2014 в номинации «Образование без стен и границ»);

Молодёжная рубрика (виртуальное объединение для участников молодёжного Движения друзей заповедника «Ханкайский»; совместный проект Спасского политехнического колледжа и заповедника «Виртуальный путешественник» (туризм для сибаритов, сочувствующих и увлечённых) отмечен бронзовой медалью Приморского краевого форума образовательных инициатив-2014 в номинации «Образование без стен и границ»);

    Наука - людям (обратная связь как инструмент эффективного экологического просвещения: на вопросы населения оперативно и доступно отвечают научные сотрудники заповедника «Ханкайский»);

     Полезные ссылки. Инструмент ознакомления населения с системой особо охраняемых природных территорий, сайтами ближайших заповедников, общественных, природоохранных, эколого-просветительских организаций (в т.ч. международных), лучших виртуальных журналов о природе Приморского края. Создан в соответствии с рекомендациями Саяногорской резолюции.

2. Об образовательном кластере «Птицы Спасска», волонтёрах и друзьях заповедника...

  2.1. Очередная победа на Краевом форуме образовательных инициатив

     - в ноябре 2014 года образовательный кластер «Птицы Спасска» завоевал бронзовую медаль в номинации «Образование без стен и границ». С работой «Коллекция образовательных ресурсов на сайте ФГБУ «Государственный заповедник «Ханкайский» как продукт сотрудничества образовательных организаций и заповедника» можно познакомиться на сайте ПК ИРО. Подробнее>>

     - таким образом, за три года совместной работы в портфолио кластера, в работе которого принимают участие педагоги дошкольных учреждений, начальной школы, профессионального училища и сотрудник отдела экологического просвещения, появилось три награды высшей пробы:

     Форум - 2012 - Золотая медаль в номинации «Конкурс программ и проектов развития взаимодействия в системе дошкольное – школьное образование». Тема работы: «Проект взаимодействия образовательных учреждений г. Спасска-Дальнего и ФГБУ «Заповедник «Ханкайский» по реализации регионального компонента образовательных программ».

     Форум - 2013 - Гран-При, Специальный приз от оргкомитета в номинации «Инновационный образовательный продукт» за методическое пособие «Птицы Спасска», созданое на основе авторских фото и видеоматериалов, полученных в ходе долговременных наблюдений за объектами орнитофауны г. Спасска-Дальнего и Спасского района, занимающих центральную часть Приморского края (что позволяет одновременно наблюдать птиц, характерных для всего Приморья).

     Форум - 2014 - Бронзовая медаль в номинации «Образование без стен и границ» за работу «Коллекция образовательных ресурсов на сайте ФГБУ Государственный заповедник «Ханкайский» как продукт сотрудничества образовательных организаций и заповедника»

     Участники кластера Кузнецова В.А. и Лизунова И.В. после церемонии награждения

2.2. Стажёрская площадка

  В течение 2014 года на базе авторского материала образовательного кластера «Птицы Спасска» успешно работала стажёрская площадка, организованная для педагогов, интересующихся местной орнитофауной, эколого-просветительской и научной деятельностью заповедника и Союза охраны птиц России.

2.3. Эффективная работа волонтёров

  2.3.1. В соответствии с рекомендациями Саяногорской резолюции и с целью адаптации научной информации с учётом регионального компонента для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста заповедник «Ханкайский» пригласил всех желающих педагогов и методистов ОУ принять участие в совместном с отделом экологического просвещения образовательном эко-проекте «Детская страничка» на сайте http://khanka-lake.ru.

  Был проведён конкурс на лучший формат выпуска новой детской рубрики (выбрана форма онлайн-журнала), а также несколько тематических конкурсов, касающихся содержания выпусков виртуальных журналов. Итогом совместных усилий отдела экологического просвещения и педагогов г.о. Спасск-Дальний стали два замечательных выпуска, посвящённых первоцветам Приханкайской низменности с использованием видеолекции и flesh-презентации, снабжённых доступными для скачивания и распространения журналами в формате pdf (авторские наглядные материалы, раскраски, стихотворения, загадки, ребусы, дипломы).

  Также в рубрике «Детская страничка» все желающие имеют возможность собрать в онлайн-режиме пазлы с изображением насекомых и птиц Приханкайской низменности (авторство фотографий принадлежит волонтёрам и науч. сотруднику заповедника Волковской-Курдюковой Е.А.) Сложность пазлов варьируется в пределах от 4 до 35.

  Благодарим за помощь заповеднику Скаромную Л.Ю., Лизунову И.В., Кузнецову В.А., Серкину Л.А., Гергерт Е.В., Глущенко Т.А., Погребную Полину, Орищенко Романа, Рабченко Даниила, Ковалёва Армана, Барцева Илью, Рябченко Даниила, Смагула Ярославу.

  2.3.2. В постоянно действующем режиме проводится конкурс на лучший проект сувенирной продукции заповедника «Ханкайский». Благодаря волонтёру Степаненко И.В. информационный центр заповедника имеет витрину сувениров-первоцветов бассейна оз. Ханка.

  2.3.3. В течение года волонтёры под патронажем отдела экологического просвещения и орнитолога Волковской-Курдюковой Е.А. осуществляли разъяснительную работу среди населения о необходимости сохранения биоразнообразия бассейна оз. Ханка, распространяли листовки, провели ряд городских мероприятий, а также приняли участие в краевом семинаре-практикуме для заместителей директоров по социально-воспитательной работе в учреждениях среднего профессионального образования Приморского края на тему «Эколого-краеведческий аспект в воспитательной работе Спасского политехнического колледжа».

  2.3.4. Благодарим волонтёров из 3 Б класса МБОУ СОШ №1 г.о. Спасск-Дальний, подаривших в Год Амура жителям Спасска-Дальнего серию прекрасных флешмобов «Амур-река».

Также благодарим волонтёров - учащихся Спасского политехнического колледжа за флешмобы, приуроченные к природоохранным акциям «Покормите птиц» и «Первоцветы».

3. Культурная программа и познавательный контент от заповедника «Ханкайский»...

  3.1. Виртуальные выставки, фестивали, демонстрации виртуальных коллекций

- «Река имеет право на свободное течение». Проведена в рамках Года Амура и одноимённого регионального конкурса фотографий с легендами. Сроки проведения: 13 января - 28 февраля 2014 г..

- «Амур-река». Видеофлешмоб. Проведён в рамках региональной общественной экологической кампании «Свободный Амур от истоков до устья». Сроки проведения: 31 января 2014 г. - 2 февраля 2015 г..

- Виртуальная выставка кормушек. Проведена в рамках проекта «Семейный клуб экологической этики» в период Всероссийской эколого-культурной акции «Покормите птиц». Сроки проведения: 13 января - 28 февраля 2014 г..

- Виртуальная выставка противопожарных открыток «Заповедная природа без пожаров». Участники - дети дошкольного возраста, учащиеся общеобразовательных и художественных школ. Проведена в рамках природоохранной эколого-культурной акции «Пожарам.net». Сроки проведения: 11 апреля - 16 июня 2014 г..

- Виртуальная выставка работ изобразительного искусства «Стрижи бассейна озера Ханка»+ орнитологический ликбез от к.б.н. Волковской-Курдюковой. Проведена в рамках проекта «Птица года». Сроки проведения: с 30 декабря 2014 г. - 2 февраля 2015 г..

- III Виртуальный фестиваль социальной экологической рекламы «Не рубите ёлки, люди, скоро их совсем не будет!». Проводится в рамках природоохранной эколого-культурной акции спасения хвойных растений в период новогодних праздников. Сроки проведения: 22 декабря 2014 г. - 16 января 2015 г..

- Демонстрация виртуальной коллекции «Пожарам.net» (социальные ролики, мультфильмы, листовки). Проведена в рамках природоохранной эколого-культурной акции «Пожарам.net». Сроки демонстрации: 15 марта - 6 июня 2014 г..

- Галерея первоцветов (демонстрация фотоматериалов из архива м.н.с. ботаника Мазурок Н.Н., а также отдела экологического просвещения. Осуществлялась в рамках природоохранной эколого-просветительской акции «Первоцветы». Сроки демонстрации: 3 марта - 16 мая 2014 г..

  3.2. Акции и конкурсы

- «Пожарам.net» (весна, осень), конкурсы социально-экологической рекламы и волонтёрской деятельности. Проводились в рамках природоохраннных эколого-культурных акций по предотвращению сезонных природных пожаров.

- «Первоцветы», природоохраннная эколого-культурная акция спасения раннецветущих растений.

- «Стрижи бассейна озера Ханка», конкурс изобразительного творчества, посвящённый Птице года-2014.

- «Покормите птиц!», конкурс в рамках Всероссийской эколого-культурной акции помощи зимующим птицам.

- «Не рубите ёлки, люди, скоро их совсем не будет!», конкурс социальной экологической рекламы в рамках природоохранной эколого-культурной акции по спасению хвойных растений в предновогодний период.

- «Увидел слётка - пройди мимо!», конкурс в рамках Всероссийской эколого-культурной акции СОПР.

- Международные дни наблюдений птиц, массовые акции СОПР (весна, осень).

- «Река имеет право на свободное течение!», региональный конкурс фотографий с легендами в рамках Года Амура и региональной общественной экологической кампании «Свободный Амур от истоков до устья».

- Конкурс на лучший проект сувенирной продукции заповедника «Ханкайский».

- Образовательный эко-проект «Детская страничка».

4. Научный отдел. Экологическое просвещение населения.

     с.н.с. к.б.н. орнитолог Волковская-Курдюкова Елена Александровна:

- публикации на сайте научных материалов (фотографии, статьи, в т.ч.совместно с Курдюковым А.Б.), сопровождение «Молодёжной рубрики», «Наука - людям», проекта «Стриж - Птица года»; адаптирование научного текста для максимально широкого круга читателей, обзор тематических документальных фильмов;

- публикация в рубрике «Наука - людям», посвящённая японскому и даурскому журавлям;

- дистанционное консультирование населения по вопросам, касающимся орнитофауны Приханкайской низменности в рамках акций «Покормите птиц!» и «Пожарам.net», «Увидел слётка - пройди мимо!», а также образовательного эко-проекта «Детская страничка»; участие в создании Положений о конкурсах;

- научно-популярная блогосфера: создание положительного имиджа заповедника «Ханкайский» и популяризация биоразнообразия бассейна оз. Ханка в личном блоге;

- научное сопровождение образовательного кластера «Птицы Спасска»;

- участие в виртуальной фотовыставке «Река имеет право на свободное течение»;

- 1 место в региональном конкурсе фотографий с легендами в рамках Года Амура и региональной общественной экологической кампании «Свободный Амур от истоков до устья», организованный заповедниками и нацпарками юга Дальнего Востока при поддержке WWF России.

     м.н.с. ботаник Мазурок Наталья Николаевна:

- научное сопровождение природоохранных эколого-просветительских акций «Первоцветы», «Не рубите ёлки, люди, скоро их совсем не будет!»;

- публикации в рубрике «Наука - людям»: «Деревья зимой», «Лотос Комарова»;

- научное сопровождение педагогов, инициативных групп, консультирование населения по вопросам, касающимся определения растений бассейна оз. Ханка.

     науч. сотрудник БПИ ДВО РАН к.б.н. Курдюков Алексей Борисович:

помощь в дистанционном консультировании населения по вопросам, касающимся орнитофауны Приханкайской низменности в рамках акций «Покормите птиц!» и «Пожарам.net», предоставление науч. материалов на сайт и в блог совместно с Волковской-Курдюковой Е.А.

с.н.с. ихтиолог Герштейн Владимир Витальевич:

- публикация в рубрике «Наука - людям», посвящённая лебедям Приханкайской низменности.

5. О распространении положительного опыта работы

     Опыт работы по экологоческому просвещению населения отражён на сайте заповедника, надеемся, что он будет полезен сотрудникам ООПТ, педагогам, студентам, школьникам и гражданам, интересующимся природой бассейна оз. Ханка.

P. S. Разумеется, на этом достижения заповедника по экологическому просвещению населения в 2014 году не исчерпаны, но все направления нашей работы не вместить ни одному, даже самому ёмкому виртуальному пространству...

Материал подготовлен отделом экологического просвещения

совместно с отделом науки

ФГБУ «Государственный заповедник «Ханкайский»

В этот день в 1971 г. в г. Рамсар (Иран) была подписана Конвенция о водно-болотных угодьях (БВУ), имеющих международное значение, главным образом, в качестве мест обитания водоплавающих птиц, которая с тех пор называется Рамсарской конвенцией.

В 1997 г. день ее подписания был объявлен Всемирным днем водно-болотных угодий. Это событие призвано обратить внимание общественности и правительств стран на ценность водно-болотных угодий для поддержания устойчивого развития нашей планеты.

Основной целью Рамсарской конвенции является сохранение и рациональное использование водно-болотных угодий как средства достижения устойчивого развития во всем мире.

В настоящее время участниками Рамсарской конвенции является 169 государств по всему миру. Эта Конвенция стала первым глобальным документом, полностью посвящённым одному типу экосистем. Водно-болотные угодья, в соответствии со ст. 1 Рамсарской конвенции, - это районы болот, фенов, торфяных угодий или водоемов - естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров. На сегодняшний день на пленете насчитывается 2260 Рамсарских угодий общей площадью более 215 млн. га.

Из них на территории 21 субъекта Российской Федерации располагается 35 водно-болотных угодий, имеющих международное значение.

Российская Федерация принадлежит к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами стран мира. На территории страны в реках, озерах, болотах, ледниках и снежниках, а также в подземных водных объектах сосредоточено более 20% мировых запасов пресных вод. Проблемой, требующей особого внимания, является сохраняющийся высокий уровень негативного антропогенного воздействия на водные объекты.

На Дальнем Востоке России располагается 6 Рамсарских водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц и сохранения экосистемы бассейна реки Амур:

1.Озеро Ханка, включая государственный природный заповедник "Ханкайский" (Приморский край);

2. Торейские озера, включая государственный природный заповедник "Даурский" (Читинская область);

3. Хингано-Архаринская низменность в пределах государственного природного заповедника "Хинганский" и государственного заказника "Ганукан" (Амурская область);

4.Зейско-Буреинская равнина в пределах государственного заказника "Муравьевский" (Амурская область);

5.Озеро Болонь и устья рек Сельгон и Симми (Хабаровский край);

6.Озеро Удыль и устья рек Бичи, Битки и Пильда (Хабаровский край).

Более того, в России располагаются три трансграничных водно-болотных угодья международного значения, два из которых также находятся на территории Дальнего Востока: озеро Ханка, охраняемое совместно с Китайской Народной Республикой и Торейские озера - с Монголией.

Роль водно-болотных угодий (ВБУ) и, в частности, Рамсарских угодий, в природных процессах чрезвычайно велика и разнообразна. Давно известно, что данные природные территории контролируют состояние окружающей среды. Они накапливают и хранят пресную воду, регулируют поверхностный и подземный сток, поддерживают уровень грунтовых вод, очищают воды, удерживают загрязняющие вещества, возвращают в атмосферу кислород, изымают из атмосферы и накапливают углерод, стабилизируют климатические условия, особенно осадки и температуру, сдерживают эрозию, стабилизируют положение берегов, поддерживают биологическое разнообразие, служат местообитаниями многих видов растений и животных, в том числе редких и хозяйственно важных.

Неоценимое значение имеют водно-болотные угодья и для мировой экономики, обеспечивая население планеты водой, рыбой и сельскохозяйственной продукцией.

Вместе с тем, водно-болотные угодья – особо уязвимые экосистемы Земли и в настоящее время находятся под наибольшей угрозой разрушения. Причиной тому является осушение, загрязнение и неразумное использование данных территорий.

Всемирный день водно-болотных угодий призван обратить внимание современного человечества на ценность водно-болотных угодий для поддержания устойчивого развития нашей планеты.

«Краеведение – средство сохранения
социальной памяти, изучения культурного
наследия, «воспитывающая наука»
академик Дмитрий Сергеевич Лихачев

В последнее десятилетие у жителей нашей страны значительно усилился интерес к географии и истории своей Родины, особенно к той ее части, где человек родился, вырос, ведет активную жизнедеятельность.

Чтобы поддерживать на высоком уровне активизировавшийся спрос населения на подобного рода познания, важно сделать краеведческую работу не кампанией, а продуманной системой действий в интересах гармоничного духовно-нравственного развития современного человеческого сообщества.

Такой целью руководствовались организаторы краеведческо - практической конференции «География моей малой Родины», состоявшейся на минувшей неделе в уютном зале Библиотечно-музейного центра Ханкайского района. Здесь, по инициативе опытных знатоков и общественных лидеров из приханкайской межрайонной секции Приморского краевого отделения Русского географического общества – Общества изучения Амурского края (ПКО РГО - ОИАК), а также сотрудников Библиотечно-музейного центра Ханкайского района, собрались педагоги из учреждений образования, культуры Ханкайского и Хорольского районов, представители органов местного самоуправления, науки, природоохранных и общественных организаций, средств массовой информации и бизнеса.

Гостями заседания стали 5 действительных члена Русского географического общества, а также сотрудники государственного природного биосферного заповедника «Ханкайский».

Положительным моментом явилось присутствие на конференции молодежи из числа старших школьников и учащихся Ханкайского филиала Уссурийского агропромышленного колледжа.

Собравшиеся выразили единодушное мнение о том, что памятники природы и объекты историко-культурного наследия являются неоценимым ресурсом, придающим неповторимую привлекательность каждой отдельной территории и формирующим символическую значимость Приморского края в целом, а также представляют исключительный интерес для науки, способствуют развитию различных направлений щадящего природопользования, в том числе предпринимательской деятельности и укреплению территориальной инфраструктуры.

Председатель Приморского краевого отделения Русского географического общества – Общества изучения Амурского края, профессор Дальневосточного федерального университета, д. г. н. П. Ф. Бровко, выступая с докладом «Русское географическое общество и краеведение Приморья», познакомил слушателей с направлениями краеведческой деятельности на юге Дальнего Востока Российской Федерации, исторической хроникой изучения данной территории, именами первоисследователей и выдающихся деятелей науки, приоритетными вопросами в работе Русского географического общества и его приморского отделения – Общества изучения Амурского края.

Особый интерес у участников конференции вызвал рассказ И.Н. Егорчева, редактора журнала «Записки Общества изучения Амурского края», о результатах многолетней исследовательской работы и открывшихся, прежде неизвестных подробностях из жизни В.К. Арсеньева и Дерсу Узала.

Не оставил равнодушными слушателей и «чемоданчик древности», содержимое которого продемонстрировал и прокомментировал Н.И. Миков. Опытный краевед поведал об археологических находках, совершенных им на территории Хорольского и Ханкайского районов, об орудиях труда и быта древних жителей Приханковья.

Начальник отдела экологического просвещения Государственного природного биосферного заповедника «Ханкайский» Т.П. Габель рассказала о значимости водно-болотных угодий бассейна оз. Ханка, их биологическом разнообразии. Кроме того, докладчик привлек внимание слушателей к принципам реформирования, вызванным новым федеральным образовательным стандартом, исходя из которого, современные педагоги мотивируются на разработку нестандартных подходов, на избавление от общепризнанных клише, чтобы в условиях современнсти побудить учащихся к поиску оригинальных решений, сориентировать на подбор продуктивных и передовых технологий, научить грамотным и самостоятельным действиям в каких-либо ситуациях.

Комментируя аспекты эколого-просветительской деятельности на примере Ханкайского заповедника, выступающая подчеркнула их значимость еще и потому, что в условиях стремительно нарастающего научно-технического прогресса лишь природа с ее неповторимой привлекательностью способна побудить представителей современного общества к наблюдению и осмыслению ценностей окружающего мира, к оценке положения человека в этом пространстве. Подобное взаимодействие является прочной основой для формирования личной культуры самого человека (в каком бы возрасте он ни находился), куда входит как духовное его развитие, экологическая культура, так и здоровый образ жизни, личная безопасность.

Направить воспитательный процесс на природные ориентиры, побудить подрастающее поколение к освоению навыков разумного и гуманного природопользования – таков неполный перечень задач, стоящих на пути формирования личности современного российского гражданина. Грамотное же использование эколого – просветительских подходов в воспитательной, образовательной и внеклассной работе с детьми и молодежью позволяют не только максимально социализировать работу педагога, но и результативно влиять на духовно-нравственное, патриотическое развитие своих воспитанников, формировать в их сознании чувство национальной гордости и идентичности.

Красноречивым подтверждением красоты и уникальности природного разнообразия Приханковья явилась выставка фотографий, подготовленная местными фотохудожниками.

Нескрываемая заинтересованность и конструктивный подход, живое общение и наглядные примеры объединили участников конференции в желании действовать сообща, находить новые формы и методы для плодотворного взаимодействия, вовлечения местного населения в социально значимую деятельность и выработку бережного отношения к природным ресурсам.

Материал подготовлен отделом экологического просвещения

ФГБУ «Государственный заповедник «Ханкайский»

Именно под таким девизом с 22 по 26 апреля 2015 года в России проходит международная акция в поддержку охраняемых природных территорий «Марш парков». И это не случайно! Организацией Объединенных Наций 2015 годпровозглашен Международным годом почв. А значит всем нам – землянам, надлежит обратить особое внимание на сохранение плодородного слоя планеты, населенного бесчисленным множеством разнообразных форм жизни, подающего человечеству неоценимые гарантии для пропитания и полноценной жизнедеятельности.

Почвы – это один из важнейших природных ресурсов, от состояния которого зависит как благополучное существование природных экосистем, так и качество жизни человека (в частности, продовольственная безопасность).

Спасский район богат своими почвами. Здесь представлены почти все виды почв, используемых в крае: торфянистые, дерновые, луговые глеевые, луговые черноземовидные под широколиственными лесами и др.

Наибольшей продуктивностью обладают различные лугово-бурые и луговые подзолено-глеевые почвы.

Равнинные почвы – буро-подзолистые, луговые и болотные – распространены в пределах Приханкайской низменности и развиты на древних отложениях озера Ханка. На равнинных пашнях выращивают пшеницу, рожь, ячмень, сою, картофель, кукурузу, плодово-ягодные культуры.

Под пологом широколиственно-хвойных лесов развиты бурые горно-лесные почвы. На территории залегания данных почв в 1950-1980 гг. были освоены плодово-ягодными совхозами «Нахимовский», «Прохорской», «Зеленодольский», городскими садоводческими товариществами «Заманиха», «Черемушки», «Солнечный» и др. Здесь успешно выращивают различные садовые культуры (яблоневые, грушевые, сливовые, абрикосовые), а также вишню, виноград, актинидию, облепиху, иргу, крыжовник, смородину, малину, землянику, овощи, картофель и разнообразные разнообразную столовую зелень и цветы.

На болотных почвах озерных террас, аллювиальных и пойменных почвах в долинах рек развивалось рисосеяние. В 1927 году был организован рисосовхоз Сантахезский (Новосельский). С 60-х гг. прошлого века началось освоение Уссуро-Сунгачинско-Ханкайского бассейна. Появились хозяйства по возделыванию риса. К сожалению, до нашего времени сохранился лишь рисосовхоз «Новосельский».

На территории Ханкайского заповедника почвы наносные. Они формируются на озерных отложениях, представленных в основном глинами и суглинаками. Дно озера песчаное. Подстилающая порода представляет собой мощный слой глины, которая образует водонепроницаемый слой, что обуславливает заболоченность равнины.

Наличие в почвах мощного глеевого горизонта и близкое расположение к поверхности грунтовых вод являются причиной такой распространенной проблемы в Спасском районе, как заболоченность почв.

Деградация почв в Спасском районе происходит в различных формах: водная и ветровая эрозия, дегумификация, переуплотнения, загрязнение ядохимикатами. Причины данных экологических проблем кроются в развитии сельского хозяйства без достаточного экологического обоснования, в активном использовании пестицидов и в разработке полезных ископаемых.

К сожалению, в 1950-1980 гг. приоритеты в развитии сельскохозяйственного производства были смещены в сторону крупных агропромышленных комплексов, крупномасштабному мелиоративному строительству, высокому темпу химизации сельского хозяйства. Сельскохозяйственное освоение ландшафтов проводилось без учета естественных тенденций их развития, сопровождалось потерей плодородия почв, вплоть до их разрушения.

Кроме того, рельеф Спасского района ощутил на себе воздействие человека - карьеры, отвалы, каналы, насыпи, дорожные выемки, плотины, автомобильные дороги. Всё это привело к изменению естественного состояния почв района. При разработке полезных ископаемых происходит отчуждение и потеря продуктивных сельскохозяйственных и других земель, а также потеря плодородия почв при их последующем загрязнении, иссушении и т.д. К примеру, цементные заводы, карьеры и отвалы располагаются на пахотных землях, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.

Важно отметить, что использование земель сельскохозяйственных угодий не по назначению нарушает биологический круговорот веществ, приводят в большинстве случаев к отчуждению органического вещества, снижению устойчивости агроэкосистем, обеднению биологического разнообразия и, как следствие, резкому падению плодородия почв.

Для решения экологических проблем почв Спасского района необходимо разработать систему контроля, информационного обеспечения, а также составить экологические паспорта, в которых будет фиксироваться состояние почв района. Реализовать это возможно через организацию комплексного оперативного картографирования агроландшафтов. Также необходимо интенсивное исследование энергетики почвообразования – это одно из актуальных направлений развития почвенной науки, связанной с проблемой сохранения энергозапасов почв при антропогенном прессинге.

Для реализации важнейшей задачи кадастра почв Спасского района необходимо восстановить исследовательскую базу до уровня, который позволит решить проблему деградации почв в Спасском районе.

Охрана почв – острейшая глобальная проблема сегодняшнего дня, с которой непосредственно связана проблема обеспечения продовольствием все возрастающего населения планеты. Лишь при сохранении плодородия почв, человечеству будет обеспечена продовольственная безопасность и стабильное будущее.

Костяева Д.А.

Методист отдела экологического просвещения

ФБГУ «Государственный заповедник «Ханкайский»

Новые шаблоны для Joomla 3 на joomlan.ru.
шаблоны Wordpress